Краткий обзор: опыт поддержки и развития социального предпринимательства в республике Корея. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЗОР №2. 14

Краткий обзор: опыт поддержки и развития социального предпринимательства в республике Корея

Аннотация

Обзор подготовлен на основе аналитического отчета об изучении опыта Республики Корея (далее также - Корея, Южная Корея) по поддержке и развитию социального предпринимательства. Отчет стал результатом инициативного исследования Центра рекламных исследований Grand Prix при поддержке Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway в интересах широкого круга специалистов, а также для организаций, развивающих социальное предпринимательство в России, таких как Фонд ”Наше будущее”, Агентство стратегических инициатив, НИУ-ВШЭ и многих других. Основной фокус внимания в исследовании направлен на меры и формы государственной поддержки.

Методика исследования:

•          аналитико-библиографическое исследование;

•          экспертный опрос.

Авторский коллектив:

•          Наталья Гладких, кандидат психологических наук, приглашенный профессор Hallym University (Корея), доцент РГГУ, генеральный директор Центра исследований Grand Prix

•          Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, старший преподаватель РГГУ, эксперт в области социального предпринимательства

•          Дарья Большакова, руководитель проектов Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway

Дата публикации полного отчета: 01.09.2013

Дата специального обзора для проекта «Банк социальных идей»: 28.02.2014

Объем отчета: 54 страницы А4

Глава 1. Краткий обзор становления системы поддержки малого (и среднего) инновационного бизнеса в Южной Корее

На сегодняшний день Корейская Республика по уровню своего экономического развития стоит в одном ряду с такими государствами как США, Венесуэла и Финляндия . Одним из приоритетов развития страны Правительство Южной Кореи выбрало поддержку малого предпринимательства.

Об успехе реализации программ по содействию малому бизнесу в Корее говорят цифры: сейчас это более миллиона предприятий, которые охватывают свыше 98% всех производств на которых занято свыше 60% работающих. Кроме этого на миллион мелких южнокорейских фирм приходится более половины национального ВВП и почти 45% экспорта.

Можно выделить несколько основных содержательных моментов, характеризующих опыт поддержки малого бизнеса в Южной Корее.

С 2000 года в стране осуществлялась десятилетняя программа по развитию малого и среднего бизнеса, благодаря которой их доля в экспорте промышленной продукции возросла с 37% до 50%, а занятость населения достигла почти 80%.

Малому и среднему бизнесу Кореи предоставлен режим наибольшего финансового благоприятствования, что выражается в низких процентных ставках по банковским кредитам.

Государственную политику по поддержке среднего и малого бизнеса координирует специальный комитет при главе государства. В его обязанности входит выработка государственной политики в этой сфере и подготовка соответствующей законодательной базы. Рабочим органом данного Комитета является Администрация малого и среднего бизнеса, действующая с февраля 1996 года.

Государство расходует средства по стимулированию малого и среднего бизнеса в нескольких направлениях. Начинающим предпринимателям предоставляются льготные кредиты сроком на 8 лет с процентной ставкой на 2.5-3% ниже официальной банковской. Специально для малого бизнеса разрабатываются и внедряются новые технологии и пополняются оборотные средства.

Кроме этого Корейская корпорация малого бизнеса финансирует целый ряд программ, для чего предусмотрены долгосрочные, стабилизирующие, торговые займы, займы на коммерциализацию НИОКР и на развитие малого бизнеса в провинциях.

Практикуется также проведение лотерей в поддержку малого и среднего бизнеса. Малые предприятия-экспортёры также получают государственную финансовую поддержку, если их продукция соответствует мировым стандартам качества.

Внимание к малому бизнесу со стороны Правительства республики Корея обусловлено стремлением подключить частный сектор экономики к обеспечению инновационной системы развития научной и технологической конкурентоспособности страны. Данный план реализуется в рамках программы «Долгосрочное видение развития науки и техники до 2025» , принятой еще в 1999 году.

С целью поддержки и развития инновационных способностей малых и средних предприятий, корейское правительство утвердило специальную программу поддержки малых, средних компаний, а также «стартапов». Перспективным компаниям, способным к инновационному развитию и обозначенным как "Inno-Biz", давалась возможность получить простые меры поддержки, такие как технологическая страховка и льготный налоговый режим. Дополнительно правительство озвучило, что определенный процент (минимум 5%) общего бюджета для научных исследований будет уходить именно на данную программу. В 2003 года по оценкам на реализацию программы было потрачено 600 млн. долларов, в 2005 – 920 млн. долларов , в 2008 году – 1,4 млрд. долларов,  в 2009 более 1,5 млрд. долларов . И так по нарастающей.

В целом, эксперты указывают на то, что происходит развитие малого бизнеса путем поддержки структурной перестройки, повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий, а также увеличения занятости через содействие сбалансированному развитию национальной экономики. По мнению экспертов, идет активная работа по повышению конкурентоспособности малых и средних предприятий, реструктуризации и повышению образования и профессиональной подготовки сотрудников .

Глава 2. Основные составляющие государственной поддержки социального предпринимательства в Южной Корее

В первую очередь следует отметить ключевое отличие малого предпринимательства от социального: малое предпринимательство говорит лишь о размере бизнеса, т.е. это характеристика, фокусирующаяся на некой количественной стороне, тогда как социальное предпринимательство во главу угла ставит цель бизнеса – т.е. это уже некая качественная характеристика. Таким образом, социальное предприятие может быть как малым, так и большим; а малое предприятие может быть как социальным, так и обычным коммерческим, имеющим цель максимальное извлечение прибыли.

То есть, не каждое малое предприятие является социальным; не каждое социальное предприятие является малым; в то же время могут быть малые предприятия являющиеся социальными.

2.1. Предпосылки поддержки социального предпринимательства

Несмотря на активную работу Правительства по развитию экономического и социального благополучия страны, в Южной Корее на сегодняшний день остаются актуальными несколько социальных проблем, таких как безработица и слабая поддержка незащищенных слоев населения. 

В 2007 году был принят Закон о развитии социального предпринимательства в Южной Корее. В разработке закона принимало участие 11 министерств. Также свои программы по развитию социального предпринимательства предложили и крупнейшие корейские корпорации, такие как SK Telecom и Kyobo Insurance Company, а также значительное количество НКО.

Отличительной чертой новой стратегии стало понимание необходимости находить или создавать более открытые для рынка организации, с более устойчивой прибылью, так как предыдущие программы не справлялись с социальными проблемами. Решением стало развитие социального предпринимательства, объединяющего в себе и создание рабочих мест, и предоставление социальных сервисов, и возможность к самобеспечению . 

Последние четыре десятилетия стремительного экономического развития осуществили переход Южной Корее из категории бедных стран в категорию богатых и преуспевающих. По мнению правительства, сейчас настала пора наверстать упущенное в социальной сфере и вернуть социальный долг обществу, благодаря которому был возможен этот переход .

Таким образом, социальное предпринимательство было выбрано как долгосрочное решение социальных проблем. Министр труда Республики Корея Ли Чае Пиль подчеркнул: «Для того, чтобы обеспечить в нашем обществе стабильное предложение социальных услуг и вакансий, необходимо большое количество здоровых и крепких социальных предприятий. В этом смысле важно создать благоприятную среду для социального предпринимательства, предоставляя различного рода поддержку: государственные закупки, предоставление каналов сбыта и субсидий» .

Стоит также отметить, что помимо решения социальных задач южнокорейское правительство активно работает с социальными проектами и по другим причинам. Например, поскольку Южная Корея является членом ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), то она имеет квоту на создание определенного количества социальных предприятий .

Теперь непосредственно рассмотрим основные составляющие поддержки социального предпринимательства в Южной Корее.

2.2. Законодательная основа поддержки социального предпринимательства

Меры по поддержке социального предпринимательства в Южной Корее регулируются двумя основными правовыми документами:

1) Законом о развитии социального предпринимательства, принятом 7 января 2007 г.,  и

2) Основным планом развития социального предпринимательства, разрабатываемым Министерством Труда каждые пять лет с 2008 года.

Кроме этого были приняты несколько правовых актов и проведено несколько мероприятий, значимых для развития социального предпринимательства:

9 декабря 2010 г. - Положение о создании, а 31 декабря 2010 г. - создание KoSEA (Korea Social Enterprise Promotion Agency -  Агентство по продвижению социального предпринимательства)

1 июля 2011 г. – состоялся первый съезд социальных предпринимателей

1 декабря 2012 г. вступил в силу Закон о кооперации, принятый в конце 2011 года . 

2.2.1. Определения и понятия в сфере социального предпринимательства

Итак, 7 января 2007 г. был принят Закон о развитии социального предпринимательства (далее – «Закон»). А в июле 2007 г. указом Президента было введено Постановление о реализации Закона (далее – «Постановление»), которое детализирует и конкретизирует положения данного Закона, определяет наиболее существенные понятия в сфере социального предпринимательства и разъясняет деятельность и полномочия специального созданных для поддержки структур.

В соответствии со ст. 2 Закона термин «социальное предприятие» распространяется на организации, занимающиеся деятельностью по производству и продаже товаров и услуг и преследующие социальные цели повышения качества жизни местных жителей путём оказания социальных услуг и создания рабочих мест для незащищённых слоёв населения, при условии, что данные предприятия прошли процедуру сертификации (предусмотренную ст. 7 Закона) .

Данное определение конкретизируется в ст. 9 Постановления, где указываются критерии, по которым определяется, действительно ли предприятие преследует социальные цели:

1. Если основной целью деятельности соответствующей организации является трудоустройство незащищенных лиц, то доля занятых незащищенных лиц среди всех работников предприятия должна составлять не менее 50/100 (до 30 июля 2011 г. - 30/100).

2. Если основной целью деятельности соответствующей организации является предоставление социальных услуг в соответствии с подпунктом 3 Статьи 2 Акта (далее - «социальные услуги») для незащищенных лиц, то доля занятых незащищенных лиц, среди всех лиц, которым оказаны услуги, должна составлять не менее 50/100 (до 30 июля 2011 г. - 30/100).

3. Если основной целью деятельности соответствующей организации является трудоустройство незащищенных лиц и предоставление им социальных услуг, доля трудоустроенных незащищенных лиц среди всех работников и доля занятых незащищенных лиц, среди всех лиц, которым оказаны услуги, должна составлять не менее 30/100 (до 30 июля 2011 г. - 20/100).

В случаях, когда затруднительно определить, реализуются ли социальные задачи в соответствии с требованиями Закона о развитии, решение о присвоении статуса «социальное предприятие» принимается Министерством труда после рассмотрения данного вопроса Комитетом по поддержке .

Закон даёт лишь общее определение понятия «незащищённые слои населения» («люди, которые испытывают трудности с приобретением необходимых им социальных услуг по рыночной цене» )  с указанием, что более подробные критерии указаны в Постановлении.

В ст. 2 Постановления подробно перечисляет тех, кто попадает под категорию «незащищённые слои населения»:

1. Лицо, среднемесячный доход домохозяйства которого составляет 60/100 или менее дохода от среднего общенационального дохода домохозяйств.

2. Престарелое лицо, определенное в соответствии с подпунктом 1 статьи 2 Акта о запрете дискриминации по возрасту и Актом по содействию трудоустройству престарелых лиц.

3. Нетрудоспособные лица, в соответствии с определением, данным в Акте о содействии трудоустройству и профессиональной реабилитации нетрудоспособных лиц.

4. Жертвы торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации, в соответствии с Актом о предотвращении торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации и защите, и т. д., жертвы, упоминаемые в данном Акте, или

5. Другие лица, включая безработных в течение длительного срока, которые признаются незащищенными Министерством труда ввиду ситуации с их трудоустройством, и т.д.

Следует отметить, что в понятие «незащищённых слоёв населения» также входят такие категории людей, как  например, женщины с высшим образованием, прервавшие карьеру, и безработные более 6 месяцев молодые люди .

Термин «социальная услуга» также описан в Законе общим образом: услуга в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, окружающей среды, культуры и других сферах, указанных в Постановлении.

Это определение дополняется ст. 3 Постановления, где указано, что ещё относится к социальным услугам:

1. услуги по социальной защите детей;

2. услуги в области искусства, туризма и спорта;

3. услуги по сохранению лесов и лесопользованию;

4. услуги по уходу за детьми и помощи в домашнем хозяйстве;

5. другие услуги (Министерство труда в праве присвоить статус «социальная услуга» в индивидуальном порядке после рассмотрения вопроса о присвоении статуса Комитетом по поддержке) .

Что касается требований по сертификации социальных предприятий, то соответствующие положения содержатся в ст. 8 Закона. Среди них:

1. Предприятие должно быть зарегистрировано в одной из следующий организационно-правовых форм: корпорация и ассоциация согласно Гражданскому Закону или компания и некоммерческая частная организация и т.д. В Постановлении конкретизируется, что это может быть: 1) Предприятие на общественных началах в соответствии со Статьей 2 Акта об организации и деятельности предприятий на общественных началах (см. выше); 2) Некоммерческая частная организация в соответствии со Статьей 2 Акта о поддержке некоммерческих частных организаций; 3) Фонд социальной поддержки в соответствии с подпунктом 2 Статьи 2 Акта о службах социальной поддержки; 4) Кооператив, в соответствии со Статьей 2 Акта о потребительской кооперации; 5) Другие некоммерческие организации в соответствии с другими актами ).

2. Предприятие должно осуществлять деятельность с помощью нанимаемого и оплачиваемого персонала.

3.  Основная цель деятельности предприятия должна быть социальной (критерии указаны выше).

4. В процесс принятия решений на предприятии вовлечены потребители социальной услуги, рабочие и т.п.

5. Реинвестиция не менее 2/3 прибыли на социальные цели .

Таким образом, предприятия проходят сертификацию на предмет соответствия критериям, представленным в Законе и Постановлении, и затем Министр труда присваивает предприятию статус «социальное», уже позволяющий пользоваться привилегиями и льготами, разработанными для поддержки социального предпринимательства в стране.

Закон о развитии социального предпринимательства предусматривает несколько программ поддержки социальных предпринимателей, включая покрытие расходов на заработные платы в течение двух лет, субсидии на развитие бизнеса и консультирование предприятий, принимающих на работу людей из незащищенных слоев населения.  Правительственные программы поддержки приводят к быстрому количественному росту социальных предприятий в стране и вакансий для незащищенных групп населения .

Отметим, что  согласно плану, заявленному после принятия Закона, количество социальных предприятий должно были увеличиться с признанных Законом 109 предприятий до 1000 социальных предприятий к 2010 году.  Данный план несколько не выдерживается, но прогресс, тем не менее, очевиден. Так, в 2007 году было зарегистрировано 55 сертифицированных социальных предприятий. Так, в мае 2011 года в Южной Корее сертификацию прошли 201 компания.  К маю 2013 году количество социальных предпринимателей достигло 828. Количество работников социальных предприятий выросло с 2539 человек до 19291. Количество бенефициаров увеличилось с 26 тыс. в 2007 году до 8 млн. в 2013 .

2.3. Институциональная структура поддержки социального предпринимательства

2.3.1. Министерство труда

Ключевая роль в поддержке социального предпринимательства в Южной Корее принадлежит Министерству труда. Помимо уже указанных выше правомочий Министерство труда каждые пять лет разрабатывает и принимает «Основной план развития социального предпринимательства», включающий приоритетные направления и стратегии развития на последующие пять лет. Данный план развития касается бизнес-структур, кооперативов и некоммерческих организаций, которые могут быть признаны социальными предприятиями, имеющими право на снижение налогов и на финансовую поддержку от корейского и местного правительства или городских советов.

Минтруда вправе формировать вопросы и темы, существенные для реализации программы поддержки социального предпринимательства. Минтруда также может получать необходимую информацию и данные для реализации планов  развития социального предпринимательства от глав местной администрации и  соответствующих ведомственных органов, которые, в свою очередь, обязаны сотрудничать в этом вопросе.

На основании Закона о развитии социального предпринимательства Минтруда учреждает или наделяет полномочиями дополнительные подведомственные структуры, ответственные за поддержку социального предпринимательства в стране.

2.3.2. Комитет по поддержке социального предпринимательства

Непосредственно при Министерстве труда учрежден Комитет по поддержке социального предпринимательства.

В Комитет по поддержке входят чиновники, занятые на высшем уровне государственной службы, осуществляющей деятельность, относящуюся к социальным предприятиям.  Так, в состав Комитета входят представители Министерства развития и финансов; Министерства образования, науки и технологии; Министерства по делам культуры, спорта и туризма; Министерства по делам здравоохранения, соцобеспечения и семьи; Министерства труда; Министерства по делам равенства полов.

В ведомстве Комитета по поддержке социального предпринимательства согласно Закону находятся: 1) вопросы, связанные с ежегодным планом действий в рамках Основного плана развития социального предпринимательства. 2) вопросы, связанные с выбором доверенного агентства для оказания поддержки бизнесу (данная функция отпала после создания KoSEA, о котором речь пойдёт ниже); 3) вопросы, связанные с официальным признанием услуг «социальными»; 4) вопросы, относящиеся к достижению социальных целей; 5) а также прочие вопросы, признанные существенными Председателем Комитета по поддержке или поднятые по инициативе какого-либо члена Комитета по поддержке. В числе прочих это могут быть:

1.         Вопросы, относящиеся к созданию основы для поддержки социальных предприятий;

2.         Вопросы, связанные с воспитанием управляющих кадров социальных предприятий и образованием и обучением рядовых сотрудников  социальных предприятий;

3.         Вопросы, связанные с финансированием, необходимым для достижения целей основного плана;

4.         Прочие вопросы, касающиеся политики в сфере социального предпринимательства.

Комитет по поддержке социального предпринимательства был создан в июле 2008г. и имеет свои представительства в крупных городах и национальных провинциях. Каждое представительство объединяется с социальными предприятиями и формирует местное руководство с местными органами власти. Каждое такое руководство старается влиять на местную государственную политику в интересах социальных предприятий. С прошлого года представители секторальных объединений могут принимать участие и в работе национального Комитета. Такое вовлечение способствует диверсификации сети социальных предприятий и стимулирует к активности.

2.3.3. Агентство по поддержке социального предпринимательства KoSEA

В 2010 году Министерство труда учредило Агентство по поддержке социального предпринимательства KoSEA (Korea Social Enterprise Promotion Agency).

Как отмечалось выше, изначально в Законе о развитии социального предпринимательства прописывалась идея о привлечении широкого круга организаций и делегирование им полномочий по содействию социальному предпринимательству. Но в результате некоторых уточнений и корректировок в 2010 было решено учредить одно специальное Агентство по поддержке социального предпринимательства KoSEA.

 KoSEA основано с целью поддержать запуск и реализацию социальных предприятий и способствовать росту активности частного сектора. Как заявляется на сайте KoSEA, целью Агентства является социальная интеграция и продвижение идеи качественной жизни через расширение сервиса социальных услуг и создание рабочих мест .

Структура Агентства

Во главе Агентства находится президент. Само Агентство включает в себя три подразделения:

1) Штаб Планирования и PR, включающий команду по проектированию и менеджменту и команду по обучению и PR;

2) Штаб Управления бизнесом, который, в свою очередь, состоит из команды коммерциализации и аналитической команды;

3) Штаб формирования инфраструктуры, объединяющий команду бизнес-инкубации и команду ресурсной связи.

Основная деятельность Агентства заключается в следующих задачах:

1)        Поиск инновационных моделей социального предпринимательства и поддержка проектов. Дополнительную поддержку получают программы содействия социальному предпринимательству среди молодежи. Так, в рамках данного направления проводится Конкурс социальных проектов, направленный на повышение понимания и интереса к социальному предпринимательству среди молодежи. Также проводится программа развития социального предпринимательства среди молодежи, ориентированная на всестороннюю поддержку предприятий, включая финансирование, покрытие первостепенных затрат на развитие проекта и обучение команды; наставничество в вопросах формирования миссии и целей, управления бизнесом, PR и использования ресурсов; формирование сетей взаимодействия между предпринимателями из разных регионов; а также предоставление офисов и сервисов молодым предпринимателям, предлагающим инновационные идеи социального бизнеса и пр. Для участия в программе достаточно предоставить заявку с описанием проекта. Участниками программы могут стать организации либо индивидуальные предприниматели. Программа рассчитана на лиц в возрасте от 19-39 лет.

2)        Помощь в прохождении сертификации социальных предприятий. Корейское правительство утвердило систему сертификации социальных предприятий, и Агентство предоставляет консультации предприятиям и организациям по вопросам организационных процедур прохождения сертификации, уточнения предъявляемых требований к социальным предприятиям и пр.

3)        Поддержка социальных предприятий с целью максимизировать производственные возможности и способствовать устойчивому развитию организаций.

В рамках направления существует несколько проектов:

•          Агентство предоставляет социальным предпринимателям консультации по вопросам менеджмента, администрирования бизнеса и пр.

Процедура получения базового пакета консалтинговых услуг довольно простая и включает в себя несколько этапов: Заявка на услуги – Формирование запроса и выбор объекта поддержки – Заключение контракта на предоставление услуг – Исполнение услуг – Отчет по итогам консалтинговой деятельности.

Агентство может частично или полностью покрыть расходы на консультации, не превышая лимита на покрытие данных услуг в 3 млн вон.

Процедура получения профессиональных рекомендаций отличается от процедуры получения услуг базового консалтинга лишь проведением организационной диагностики сразу после обращения организации за консультацией.

На покрытие расходов получения профессиональных рекомендаций также есть некоторые лимиты. Кроме того, существует общий лимит покрытия расходов на профессиональные рекомендации в размере 50 млн вон на 5 лет.

Доля предприятия в покрытии расходов составляет 10% от стоимости услуг, если сумма составляет от 3 - 10 млн вон, и 20% от стоимости услуг, если сумма превышает 10 млн вон.

Например, если стоимость консультационных услуг составляет 5 млн вон, то предприятие платит 10% от 2 млн вон (т.е. 10% от разницы между 3 млн вон и 5 млн вон) – 200 000 вон, а 4,8 млн вон платит KoSEA.

А если стоимость консультационных услуг составляет 15 млн вон, то предприятие платит: 700 000 вон (10 % от разницы между 3 млн вон и 10 млн вон) + 1 млн вон (20% от разницы между 10 млн вон и 15 млн вон) = 1,7 млн вон, а остальные 13,3 млн платит KoSEA.

Также направление поддержки социальных предприятий включает в себя:

•          Развитие новых рынков, помощь при выходе в системы онлайновой торговли (G-market, Auction, и т. д.) и в развитии своих интернет-магазинов. Продвижение сайтов с информацией о продуктах компаний (например, http://www.estore365.kr/index.do ).

•          Формирование сетей взаимосвязей между социальными предпринимателями разных регионов страны;

•          Проведение Фестивалей социального предпринимательства;

•          Формирование международных коопераций между предпринимателями.

4)        Подготовка аналитических отчетов по социальному предпринимательству:

•          Анализ результативности и достижений социальных целей предприятиями, оценка экономической и социальной эффективности;

•          Сбор и подготовка необходимой информации для продвижения социальных предприятий;

•          Способствование публичному раскрытию полезной информации самими предприятиями,

Министерство труда ежегодно публикует каталог социальных предпринимателей и отчет по всем показателям развития социального предпринимательства.

2.3.4. Другие формы институциональной поддержки

1.         Центры социального предпринимательства (бизнес-инкубаторы)

Центры социального предпринимательства или бизнес-инкубаторы создаются с ориентированием, в первую очередь, на трудоустройство молодежи. Правительство ежегодно выставляет грант в 30 тыс. $ на развитие одного предприятия, а также обеспечивает начинающий проект офисными помещениями и различными сервисами, такими как наставничество и обучение. На 2012 год в Корее существовал 21 бизнес-инкубатор, пять из них находятся в Сеуле.

2.         Сервисные организации

Сервисные организации оказывают консалтинговые услуги по вопросам создания социальных предприятий, формированию целей и задач, ведения бизнеса и пр.

2.4. Ключевые формы прямой государственной поддержки

Прямая государственная поддержка – наиболее приоритетное направление содействия социальным предприятиям со стороны Правительства Кореи. Формы поддержки, льготы и условия финансирования прописываются в Основном плане развития социального предпринимательства. Новый Второй основной план, рассчитанный на 2013-2017 гг., был принят Министерством труда в 2012 году.

Первый основной план был реализован в 2008-2012 гг. В результате реализации Первого основного плана увеличилось общее количество социальных предприятий (50 социальных предприятий на 2007 год -> 774 социальных предприятия на 2012 год), а также нанятых ими работников (1403 работника социальных предприятий на 2007 год -> 18689 работников на 2012 год) . 

Среди других достижений — увеличение занятости для социально незащищенных слоев населения, развитие системы поддержки социальных предприятий, включая финансовую поддержку и развитие каналов продаж, увеличение безвозмездной поддержки со стороны частного сектора.

В результате реализации Первого основного плана развития социального предпринимательства была создана  институциональная основа для развития этой сферы.

Второй основной план по развитию социального предпринимательства ориентирован на создание более 3000 социальных предприятий и расширение сферы социального предпринимательства. План включает в себя реализацию 61 задачи в четырех областях: повышение устойчивости социального предпринимательства; создание системы поддержки; увеличение значимости и распространение информации о социальных предприятиях; и укрепление партнерства с бизнесом и локальными сообществами.

2.4.1. Повышение устойчивости социального предпринимательства

Данное направление включает в себя четыре основных вектора развития :

•          увеличение объема государственных закупок у социальных предприятий;

•          помощь социальным предприятиям в освоении новых рынков;

•          увеличение объемов финансирования и инвестиций;

•          развитие системы субсидирования.

Для того, чтобы обеспечить самоподдерживающееся развитие социального предпринимательства, правительство намерено повысить устойчивость социальных предприятий путем развития инфраструктуры, в том числе с помощью следующих мер:

a.         Государственные закупки

Во второй основной план развития социального предпринимательства на 2013-2017 гг. включено намерение Правительства затратить более 1 млрд. вон на государственные закупки у социальных предприятий. Правительство потребует от каждого государственного института определиться с необходимым бюджетом, повысить эффективность управления и оценки качества работы, а также рассмотреть расчет коэффициента целевых закупок. (Имеется в виду расчет отношения закупок у социальных предприятий к общему объему закупок, осуществляемый государственными институтами).

Центр поддержки государственных закупок будет обеспечивать техническую поддержку, а также консультирование и информирование о продуктах.

Данная функция центра будет включать в себя помощь социальным предприятиям в разработке подходящих продуктов для госзакупок, консультации в области связей с общественностью, каналов продаж и маркетинга, а также — проведение соответствующего обучения персонала.

b.        Развитие каналов продаж

Данный пункт включает в себя расширение каналов продаж товаров и услуг как оффлайн, так и онлайн, помощь при выходе в системы онлайновой торговли (G-market, Auction, и т. д.), в развитии своих интернет-магазинов и продвижение сайтов с информацией о продуктах компаний (http://www.estore365.kr/index.do). Одним из важных моментов поддержки является стимулирование этичного потребления для того чтобы потребители были более мотивированы покупать товары у социальных предприятий.  Так предполагается введение системы начисления баллов за покупки (Накопленные баллы могут быть пожертвованы на благотворительность или использованы для совершения покупок в интернет-магазинах и торговых центрах).

c.         Развитие каналов финансирования

Правительство планирует увеличить объем субсидий на развитие бизнеса (с 17,5 млрд. вон в 2012 до 29,6 млрд. вон в 2013 (предположительно), а также изменить направления финансовой поддержки и верхний лимит для субсидий. В рамках программы по поддержке создан фонд социальных инвестиций для увеличения объема инвестиций в социальное предпринимательство. Фонд будет реформирован и расширен посредством большего участия местных администраций и частных компаний. В 2012 году общая сумма средств, собранных как частными, так и государственными секторами, составила 8,2 миллиарда вон.

Также планируется увеличить максимальный объем и период погашения соответствующих займов в рамках плана (macro-enterpriseloan).  50 миллионов вон (максимальный объем займа) будет увеличен до 70 миллионов вон; (срок предоставления займа) в течение 4 лет после 1 льготного года будет заменен на 3 года, из которых 2 года являются льготными.

d.        Диверсификация способов оказания поддержки

Субсидирование затрат на рабочую силу будет поэтапно сокращаться, в то время как субсидирование затрат на развитие бизнеса будет значительно увеличено для того, чтобы повысить способность социальных предприятий выживать самостоятельно. 

При необходимости будет обеспечена интенсивная финансовая поддержка затрат на рабочую силу (т. е. затрат на трудоустройство работников из незащищенных слоев населения или профессиональных специалистов). Объем и продолжительность субсидий будут дифференцированными, в соответствии с определенными критериями, такими, как качество трудоустройства.

Для того, чтобы обеспечить продолжительное трудоустройство незащищенных категорий населения, те социальные предприятия, которые обеспечат рабочее место для социально незащищенных работников в течение трех или более лет, получат стимулирующие выплаты для покрытия затрат на рабочую силу.

e.         Стимулы для длительного трудоустройства (2015)

В случае если социальное предприятие нанимает социально незащищенных работников в течение трех или более лет, оно получит дополнительные стимулирующие выплаты для покрытия затрат на их трудоустройство.

Объем субсидирования зарегистрированных социальных предприятий: 90% за первый год работы нанятого сотрудника, 70% за второй год работы нанятого сотрудника и 50% за третий год работы. В 2013 году – 80%за первых год, 60% за второй год работы и 30% за третий + в качестве дополнительного стимула по 30% в 2014 и 2015 гг.

2.4.2. Система поддержки, учитывающая специфику социального предпринимательства

В рамках второго основного плана предусмотрена организация системы поддержки социального предпринимательства, которая учитывает его нужды, для того, чтобы обеспечить своевременный доступ социальных предприятий к необходимым ресурсам.

Планируется предоставление консалтинговых услуг для компаний, находящихся в различных стадиях роста (инкубация, выход на рынок, рост, реструктуризация и т. д.); и рост разнообразия организаций, специализирующихся на поддержке социального предпринимательства. Сейчас организации, специализирующиеся на поддержке в основе своей волонтерские или религиозные. После диверсификации ожидается создание узкопрофильных организаций, специализирующихся в области финансов, дистрибуции, дизайна и т. д.

Будет расширяться консультирование со стороны коллег с большим опытом практической работы и со стороны экспертов, работающих в области благотворительных услуг (творческий обмен). Кооперативам будут предложены услуги по повышению квалификации и консалтингу для того, чтобы они смогли стать социальными предприятиями.

Более того, с целью формирования социальных предпринимателей и профессионалов в различных областях, правительство будет развивать программу стажировок для молодежи, которая позволит молодым людям накопить опыт, прежде чем организовать свое собственное  социальное предприятие, а также реализовывать программы, адаптированные к запросам поколения бэйби-бума или старшего поколения.

Правительство также организует курсы по руководству социальными предприятиями с использованием качественной инфраструктуры в рамках программ университетов и аспирантуры, а также запустит программу стипендий для социального предпринимательства, нацеленную на продвижение инновационных бизнес-моделей.

Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие социального предпринимательства посредством дополнительных услуг, правительство оценит финансовое положение каждого социального предприятия и предоставит ему услуги в области бизнес-консалтинга прежде, чем прекратить финансовую поддержку затрат на рабочую силу.

2.4.3. Санкции за нарушение порядка осуществления социального предпринимательства

Стоит отметить, что при довольно мощной поддержке социальных предприятий правительством существует также система штрафов за несоблюдение предписаний, не предоставление отчетности, и неправомерное использование статуса социального предприятия.

Самые большие штрафы в 7 млн вон положены за «злостное уклонение от выполнения предписаний», 5 млн вон должно заплатить предприятие, неправомерно воспользовавшееся статусом «социальное». В основном штрафы назначаются за уклонения от предоставления разного вида отчетности (по коммерческой деятельности, по уставным изменениям и пр.). 

2.5. Иные формы поддержки социального предпринимательства

2.5.1. Популяризация и увеличение значимости социальных предприятий

Поскольку приоритетами правительства являются рост занятости и увеличение охвата социальных услуг, оно намерено предпринимать меры по увеличению значимости социальных предприятий и повышению их прозрачности.

Планируется пересмотреть и упростить необходимые требования для регистрации социальных предприятий (критерии оценки того, насколько у того или иного социального предприятия есть настоящая социальная цель), сделать требования более конкретными для того, чтобы развивать различные типы социального предпринимательства. Например: 1) поддержка трудоустройства (интеграция рабочей силы): обеспечение интегрированных услуг по трудоустройству, включая опыт работы и развитие профессиональных и социальных навыков; 2) поддержка социального предпринимательства: поддержка в сфере финансирования, маркетинга, PR, дистрибуции и т.д.

Кроме упрощения процедуры регистрации планируется оказывать консультационные услуги по вопросам регистрации и оформления.

Правительство также намерено изучать и распространять информацию о передовом опыте и успешных решениях. В то же время оно будет способствовать «самоочищению» социальных предприятий через их сети и развивать систему раскрытия информации о бизнесе для того, чтобы сделать социальное предпринимательство более прозрачным.

Кроме того, правительство будет способствовать распространению социального предпринимательства и его ценностей среди населения страны.

2.5.4. Укрепление партнерства с частным бизнесом и локальными сообществами

Одно из значимых направлений поддержки социального предпринимательства это формирование/укрепление партнерства с частным бизнесом и локальными сообществами с целью обеспечения социальных предприятий различными дополнительными ресурсами.

В настоящий момент Правительством Кореи реализуется программа «Одна компания – одно социальное предприятие», в ходе которой частные компании передают технологии ведения бизнеса социальным предприятиям, а также обеспечивают им финансовую поддержку, каналы сбыта, консалтинговую и PR-поддержку. Первой компанией объявившей и создании ряда организации по оказанию помощи малообеспеченным гражданам страны стала компания Samsung Group, выделившая бюджет на создание этих организаций в 17,9 млн. долларов. Планируется создание семи организаций с общим штатом в 400 человек.

Эти компании займутся оказанием помощи семьям со смешанными браками, подготовкой студентов из малоимущих семей, устройством на работу инвалидов и обучением будущих предпринимателей.

Так, например, одну из таких компаний Samsung намерен создать в провинции Чхунчхон-Пукто, куда планируется принимать жен коренных корейцев, приехавших из других стран, которых в этих фермерских регионах очень много. Главная задача таких организаций заключается в том, чтобы помочь иностранкам адаптироваться в корейском обществе. Другие компании займутся внеклассной подготовкой школьников, чьи родители поздно возвращаются с работы, а также оказанием помощи в трудоустройстве инвалидов, пенсионеров и пр.

В сотрудничестве с местными администрациями реализуются проекты по созданию комплексных пространств. Такие проекты направлены на продвижение локальных сообществ, которые производят, представляют и продают продукцию социальных предприятий, а также проводят общественные и образовательные мероприятия.

Правительство будет способствовать созданию сообществ, предоставляющих услуги и занятость, помогая организовывать социальные предприятия внутри локальных сообществ, в  которых местные жители выступают одновременно и как работники, и как потребители и т. д.

Глава 3. Ключевые вызовы, на которые отвечает социальное предпринимательство в Южной Корее

3.1. Ситуация развития социального предпринимательства в 2013 году

Согласно классификации, предложенной Агентством KoSEA, в Южной Корее есть пять типов социальных предприятий: создание рабочих мест, обслуживание социально-незащищенных категорий, развитие местных сообществ, смешанные, другие.

Основной акцент политики социального предпринимательства направлен на создание рабочих мест для незащищенных групп населения. 60% сертифицированных социальных предприятий специализируются на создании рабочих мест и оказании социальных услуг. Эти два типа предприятий ориентированы на пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностями, женщин, прервавших карьеру, беженцев из Северной Кореи, семьи с родителями-одиночками и иммигрантов .  Так, компания Mezzanine I-Pack по производству упаковки  была создана с целью предоставления рабочих мест конкретно беженцам их Северной Кореи.  Компания успешно развивается и имеет более 50 партнеров потребителей данной продукции. А вот  Hanbit Art Company – это профессиональная концертная группа, состоящая из инвалидов по зрению .

Из последних значимых событий, направленных на развитие стратегии создания рабочих мест и благоприятной рабочей среды для уязвимых категорий населения, также стоит упомянуть Специальный симпозиум на тему «Развитие эко-системы социального предпринимательства для людей старшего поколения». На симпозиуме обсудили роль социального предпринимательства в решении проблем, связанных с трудоустройством лиц престарелого возраста и их социальным благополучием, что состоялся в июне 2013 года. 

Многие эксперты, однако, отмечают ограниченность политики приоритетного развития программ по созданию рабочих мест. Более 50% работников на социальных предприятиях – это люди из незащищенных слоев населения. Социальные предприятия проводят обучение работников и предлагают им достойную работу. Однако сферы деятельности, в которых могут быть задействованы работники из незащищенных слоев населения, очень ограничены. И в той ситуации, когда предприятия вынуждены и обучать, и обеспечивать своих работников, очень трудно достигать финансовой эффективности без государственной поддержки. При этом двухлетняя программа финансовой поддержки не особо способствует формированию независимости и эффективности предприятия. Хотя количество социальных предприятий за последние 5 лет увеличилось, большинство из них находится всё ещё на начальном этапе развития из-за недостатка социальных капиталовложений. Трудно увеличивать результат с помощью только финансовых инвестиций, учитывая, что социальные предприятия глубоко вовлечены в решение проблем общества.

В связи с этим правительственная политика поддержки социального предпринимательства ежегодно  пересматривается. Это особенно заметно в том, что фокус политики сместился с количественного роста на развитие устойчивой экосистемы путем изменения и расширения задач, поставленных в ранний период введения в действие закона.

Социальные предприятия оказывают множество социальных услуг, в которых общество испытывает недостаток. Они создают возможности получения работы и предлагают различные программы, в которых могли бы принимать участие жители сельских областей, чтобы формировалась система циркулирования ресурсов. Например, сельскохозяйственные социальные предприятия сотрудничают с местными производителями и создают местную продовольственную систему. Социальные предприятия в сфере окружающей среды собирают вторсырьё, перерабатывают его и продают товары, полученные из такого переработанного сырья, и пр.

С 2010 года стремительно выросло количество социальных предприятий  в сфере искусства и культуры. Фронт их деятельности включает сохранение общественных традиций, развитие сельской местности и альтернативное школьное обучение.  Chungnam Educational Research Institute занимается повышением качества образования в сельских школах через формирование и поддержание сети взаимопомощи сельских учителей, экспертов, консультантов.

Социальные предприятия, которые базируются на основе разнообразия и участия в гражданском обществе стремятся  к более эффективному и плодотворному ведению дел. Активнее всего они поддерживают ценности окружающей среды, права человека, производство товаров и услуг высокого качества, благоприятные условия труда и развитие технологий.

В последнее время при поддержке правительственной политики Республики Корея стали активны бизнес-организации. После вступления в силу в декабре 2012г. Основного Закона о Кооперативах (Korean Co-operative Fundamental Law) стремительно появляются кооперативы и социальные кооперативы. Количественный рост социальных предприятий и организаций социальной экономии позволил ожидать восстановления общества, находящегося под грузом индустриализации, и добровольного сотрудничества людей через группы взаимопомощи.

3.2. Задачи развития, поставленные на международном форуме лидеров социального предпринимательства Азии

•          Реформа управления в сфере развития социального предпринимательства

Разработкой политики развития социального предпринимательства в основном занимается Министерства труда и занятости. В Центральном правительстве подобные программы поддержки разрабатывают также Министерство развития и финансов, Министерство безопасности, Министерство, Министерство по делам культуры, спорта и туризма, а также Министерство здравоохранения.

Местные администрации также имеют свои программы поддержки социальных предприятий. Такая разрозненная система поддержки приводит к большей конкуренции между министерствами, чем между самими кооперативами и организациями, негативно отражаясь на эффективности государственной поддержки. Планируется создать Комиссию по координации политики в сфере социального предпринимательства, которая бы давала рекомендации в вопросах разработки и применения программ поддержки.

•          Изменения в сфере государственных служб и государственных закупок

По мнению Ким Юн Юла (Kim Joung-Youl), председателя Национального комитета по вопросам социального предпринимательства, необходимо разработать специальный закон о социальной ответственности в сфере закупок, который бы стимулировал рост количества социальных предприятий. Государственные закупки могли бы увеличить продуктивность и рыночную конкурентоспособность социальных предприятий.

•          Расширение поддержки социального предпринимательства на стадии роста

Чтобы обеспечить устойчивость социальных предприятий, необходимо развивать разные поддерживающие меры, включая социальный франчайзинг, поддержку создания бизнеса на разных уровнях, особенная поддержка совместных проектов, стимулирование к инвестициям Корейских конгломератов, выделение субсидий на начальные этапы и пр. Социальным предприятиям необходимо расти, чтобы обеспечить устойчивость развития, объединяясь с более развитыми организациями.

Также важно развивать инфраструктуру, чтобы обеспечить устойчивость социальных предприятий. Так, например, считается, что секторные кластеры лучше развивать как города-производства, а для этого необходимы как институциональные меры, так решение земельных вопросов (например, снижение лизинговой ставки на использование муниципальных пространств). Необходимо принимать соответствующие меры по поддержке социальных кооперативов, которые обеспечивают сотрудничество различных социальных предприятий (совместная разработка продукта, продажа, развитие экосистемы социальной экономики на местном уровне и пр.).

Правительство Южной Кореи обеспечивает поддержку социальных предприятий на разных этапах их развития, включая консультации в вопросах управления, выбора экспертов и расширения каналов сбыта. Однако сами консультанты часто не понимают особенностей социального предпринимательства и часто разрабатывают рекомендации, применимые для развития прибыльного бизнеса без учета этого фактора, что негативно сказывается на эффективности поддержки и использования ресурсов. Для устойчивого развития необходимо формировать доверительные отношения между социальными предпринимателями и различными экспертами, а также выстраивать сети взаимодействия людей и разных ресурсов.

•          Создание особой организационно-правовой формы юридического лица - социального предпринимателя

В последнее время Национальный комитет по вопросам социального предпринимательства выдвигает предложение изменить форму организации социальных предприятий. Пока юридические лица в форме компаний, кооперативов, некоммерческих организаций и т.д. , чтобы получить соответствующий статус социального предприятия, должны проходить сертификацию. Но существует вероятность, что компания, несмотря на прохождение сертификации в качестве социального предприятия, может лишиться всех привилегий программ поддержки. Это связано с рисками, что компания, после того, как закончится период получения субсидий, займется исключительно коммерческой деятельностью. А программы поддержки имеет смысл разрабатывать для организаций, реализующих социальные цели. Таким образом, Национальный комитет считает необходимым ввести новую организационно-правовую форму собственно социального предприятия как юридического лица и подробно прописать условия регистрации компании в такой форме, а также финансовые ограничения и институциональные меры взаимодействия. К примеру, планируется ограничить распределение прибыли компании (2/3 прибыли должно идти на реализацию социальных целей), а в случае ликвидации компании оставшиеся активы не могут быть присвоены, а должны быть распределены между другими социальными предприятиями или некоммерческими организациями.

Таким образом, Национальный комитет предлагает заменить сертификацию социальных предприятий регистрацией компаний как юридических лиц и ввести соответствующие требования по предоставлению ежегодной отчетности о соответствии деятельности компании заявленным целям.

Социальное предпринимательство, по мнению Ким Юн Юла (Kim Joung-Youl), должно следовать цели формирования новой модели экономики, защищенной от неравенства капитализма, разрушения среды, нарушения прав рабочих и общечеловеческих прав. Социальное предпринимательство должно вырабатывать новые креативные способы решения социальных проблем. Поэтому важно обеспечивать поддержку таким предприятиям, важно расширить пространство влияния социального предпринимательства на экономическую систему .  

Обсуждение поста

Написать комментарий Нет комментариев

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.

Вы можете зарегистрироваться, авторизоваться
или войти в 1 клик через профиль в социальных сетях: