Материалы вебинара в рамках курса «Движение души. Социальное предпринимательство»
Все видеозаписи вебинаров курса можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLaclt2y0gsSXpKL_myiXrQSePrIeI1mW0
Владимир Вайнер:
Сегодняшний вебинар посвящен поддержке социального предпринимательства. Мы хотим показать стратегический подход к этому явлению – социальному предпринимательству как совершенно новому сегменту экономики, которая создает, и мы в том числе , эко-среду социального предпринимательства. В целом это путь к какой-то новой экономике, социальной экономике, к производству общественного блага.
Я очень рад, что сегодня на наш вебинар согласился приехать и выступить экспертом Виктор Калинин, который, на мой взгляд, является одним из ключевых экспертов по вопросам государственной поддержки социального предпринимательства с позиции государственных и законодательных органов по отношению к социальному предпринимательству. Виктор является помощником депутата Госдумы и ответственным секретарем ряда структур при органах законодательной власти, целенаправленно занимающихся поддержкой социального предпринимательства. С его участием выходят последние законотворческие документы и документы от Минэко РФ. Поэтому с большим удовольствием представляю его и передаю ему слово.
Виктор Калинин:
Сегодня в мире становится общей практикой государственная поддержка социального предпринимательства и участие различных государственных институтов в создании инфраструктуры поддержки социального предпринимательства.
Как показал сравнительный анализ тех мер, что реализуются за рубежом и в России, Россия не уступает многим западным странам за исключением только одного. По прежнему мало кому из субъектов, участвующих в реализации государственных программ, точнее, к компетенции которых относится определение мер поддержки предпринимательству в рамках государственной программы поддержки малого бизнеса, понятно что такое социальное предпринимательство и для чего им занимаются.
Поэтому сегодня моя задача проинформировать вас о том, что на самом деле есть с точки зрения возможностей, для того, что бы те, кто реально пытается определить для себя наличие мер поддержки и возможностей их использования, могли бы в дальнейшем каждый в своем регионе найти и попытаться использовать эти меры поддержки. В первую очередь, обращаясь к отраслевым органам власти в регионах, которые реализуют программы поддержки малого бизнеса, потому что в сфере социально-ориентированных НКО в этой теме денег пока нет. И в ближайшие год -два в сфере социально ориентированных НКО деньги именно для ведения ими деятельности в области социального предпринимательства, приносящей доход, предполагаю, что не найдется. Тем более, с учетом принятого в первом чтении Закона о федеральном бюджете, в соответствии с которым ряд государственных программ очень сильно сокращены.
Эта презентация была подготовлена в 1-м квартале 2014 года, поэтому она не учитывала ряд изменений, которые произошли на уровне нормативного урегулирования. Сейчас изменилось нормативное определение социального предпринимательства, которое дано в приказе Министерства экономического развития, на основании которого распределяются субсидии субъектам федерации для реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Если еще в 220-м приказе (прошлого года) социальное предпринимательство определялось как «социально ответственная деятельность», то сейчас в 411-м приказе социальное предпринимательство – «это социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем».
В проекте ФЗ, который внесен на рассмотрение Госдуме депутатами Терентьевым, Игошиным и членом Совета Федераций Борисовым, дополнительно к этому определению появляется «достижение общественной пользы» и это дает нам возможность в том числе говорить о таких видах деятельности, которые традиционно ведут НКО, и уставом которых именно достижение общественной пользы или общественного блага определено как цели их деятельности. Это еще больше нас приближает к основной задаче – объединению в субъектном составе социального предпринимательства предприятий малого бизнеса и некоммерческие организации, но опять же это задачи на будущее. Потому на сегодняшний день в 411-м приказе социальное предпринимательство обозначено как «социально ориентированная деятельность», что тоже неслучайно, поскольку таким образом ставится граница между социально-ответственным бизнесом , корпоративной социальной ответственностью, корпоративной благотворительностью и прочими видами той активности бизнеса, которыми традиционно занимаются эксперты в области устойчивого развития компаний и территорий, и переходим в свой сегмент, который четко определяем как социально-ориентированную деятельность, что тоже сближает в этом смысле малый бизнес и социально-ориентированные НКО (в смысле правовых определений).
На сегодняшний день в 411-м приказе Министерства экономического развития определено обязательное наличие одного из двух критериев для того, чтобы субъект малого бизнеса имел возможность получить федеральные субсидии. Размер федеральной субсидии составляет 1 миллион рублей для одного получателя поддержки, как максимальный размер субсидии, ряд регионов увеличивает этот размер за счет своего софинансирования, ряд регионов имеют возможность увеличить более чем на 20% от федеральной субсидии, но в большинстве регионов, которые получают субсидии, финансирование деятельности социальных предпринимателей или точнее компенсация расходов, которые эти предприниматели производят, субсидии не превышают 1 миллион рублей, а в некоторых случаях существенно меньше 1 миллиона. В Тульской области, например, субсидия составляет всего 500 тысяч рублей. Это порог, который определяет сам регион. Минимальный размер субсидии федеральным министерством никак не определяется.
Предприниматель или ООО или иной субъект, который в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства Российской федерации (это 209-й закон) имеет право на получение поддержки, может обратиться в региональный орган исполнительной власти либо в муниципалитет к тому сотруднику органов местного самоуправления, который отвечает за реализацию на территории субъекта федерации программы поддержки предпринимательства. Например, в Москве - это Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, в Московской области - это Министерство инвестиций и инноваций Московской области, в Тамбовской области - это Департамент промышленности и предпринимательства. В каждом субъекте Федерации есть либо департамент, либо министерство , либо комитет, который по своей компетенции отвечает за реализацию региональной программы . Практически во всех субъектах Федерации такие программы реализуются.
Первое, что в этом органе власти или муниципальном органе нужно уточнить: предусмотрено ли в текущем году финансирование социальных предпринимателей? Потому что право выбора конкретной меры поддержки остается за каждым регионом. Поэтому у нас сейчас только 15 субъектов Федерации, где созданы Центры инноваций в социальной сфере (ЦИСС) как вид инфраструктурной поддержки социального предпринимательства . У нас порядка 11 субъектов Федерации , которые в этом году получили софинансирование финансовых мер поддержки социальных предпринимателей и суммарно порядка 15 регионов, которые получили финансирование на создание дошкольных образовательных центров и центров дневного времяпрепровождения детей как квази-детских садов. В этом году порядка 30 субъектов Федерации реализуют соответствующие меры поддержки. К сожалению, на федеральном портале «Малый бизнес», который администрируется Министерством экономического развития, эта информация до настоящего времени не представлена. И здесь задача каждого предпринимателя поинтересоваться возможностями на территории, обратившись именно в эти органы власти.
На сегодняшний день (октябрь 2014) во всех регионах уже объявлен конкурс, где-то они даже уже закончились, прием заявок на предоставление этих мер поддержки. Соответственно, чаще всего эти объявления бывают публичными , но в разной степени публичности. Где-то это достаточно широкое оповещение предпринимателей, где-то для этого используются различные региональные организации , поддерживающие либо объединяющие предпринимателей, как «Опора России», «Деловая Россия» , местное объединение предпринимателей, Торгово-промышленная палата региона или города. Как правило, популяризация этих мер поддержки остается на ответственности конкретного регионального руководства. Если вам совсем ничего в регионе неизвестно, тогда надо идти в этот орган и просить предоставить данную информацию
Что касается получения самих средств, которые я обозначил как условный миллион рублей, эти средства выделяются не для ведения деятельности, не авансируют какие-либо расходы предпринимателя, а выделяются как компенсация каких-либо произведенных расходов. В ряде регионов периоды для компенсации расходов устанавливаются самими органами власти. Например, в этом году они могут быть установлены как компенсация расходов с 2013 года. Таким образом, на момент подачи заявки на получение соответствующей финансовой субсидии субъект малого предпринимательства должен, например, иметь в штате своей организации не менее 50% инвалидов, пенсионеров, матерей с детьми либо лиц, вышедших из мест лишения свободы, с условием, что фонд оплаты труда для этих категорий работников составляет не менее 25% от общего фонда оплаты труда. Поскольку требование это среднесписочное, это означает, что в течение периода времени, за который предприниматель хочет получить компенсацию, численность инвалидов могла меняться, но средняя списочная численность за период должна быть не мене 50% от общей численности организации.
Если организация соответствует этому критерию, она признается имеющей право на получение соответствующей субсидии виде компенсации расходов. Она должна предоставить полный комплект документов, подтверждающих произведенные расходы. Как правило, это гражданско-правовые договоры, платежные документы, подтверждающие, что соответствующие расходы понесены. Дополнительно в комплекте документов предусматриваются, как правило, такие условные документы как отсутствие задолженности по налоговым платежам, свидетельство о регистрации, устав организации, чисто формальные документы, подтверждающие наличие соответствующего субъекта на момент проведения конкурса. Соответственно, в случае с видами деятельности, которые определены приказами, чаще всего эти виды деятельности без каких-либо сокращений переходят в региональную конкурсную документацию . Соответственно, если организация осуществляла деятельность в области образования детей инвалидов, то эта документация подтверждает, что эта деятельность осуществлялась субъектом малого предпринимательства при этом были понесены расходы по аренде помещений, по выплате заработной платы, и прочие расходы, которые были необходимы для того, чтобы эту образовательную деятельность вести. Предоставляются документы, подтверждающие понесенные расходы. Документы, подтверждающие объем оказанных услуг в сфере образования, на сегодняшний день не требуются. Нет необходимости доказывать, что предположим, образовательное учреждение обучало дошкольников , из которых из 10 человек только 3 были детьми-инвалидами, это в любом случае позволяет организации претендовать на получение соответствующей субсидии. То есть, нет необходимости, чтобы доходы от этой деятельности, например, только для детей инвалидов составлял большую часть общего дохода организации, ведущей образовательную деятельность.
Если организация имеет лицензию, также не имеет значения, чтобы лицензируемый вид деятельности в сфере образования составлял большую часть дохода или меньшую часть дохода относительно всего дохода за период. Это то, что касается требований. Общий алгоритм такой.
На сегодняшний день субсидия для социального предпринимателя составляет 1 миллион рублей, для начинающего предпринимателя – 300 тысяч рублей. Это максимальный размер субсидий за счет средств федерального бюджета
В случае с получением субсидий есть еще вопрос о 15% , об обязательности собственных вложений в той или иной деятельности , но это опять же одно из требований, которое традиционно предъявляется к соответствующим субъектам, претендующим на получение субсидий.
Также я хотел бы обратить ваше внимание на то, что социальный предприниматель, являясь субъектом малого бизнеса, может получать все виды субсидий, которые предусмотрены в регионе. Если кто-то решил создать предприятие будучи НКО, он решил создать коммерческую организацию для ведения деятельности, приносящей доход, в частности по оказанию социальных услуг . Создавая это предприятие в 2014 году этот инициатор предпринимательского проекта вправе претендовать, например, на получение гранта для начинающего предпринимателя , если этот грант предусмотрен региональной программой поддержки малого бизнеса.
Здесь не имеет значения, какой вид деятельности вы осуществляете. Принципиально, чтобы вы были субъектом малого бизнеса. Таким образом, если в регионе есть еще дополнительная субсидия для поддержки социальных предпринимателей, то такая коммерческая организация получит 2 субсидии: общую, как грант для начинающего предпринимателя, и субсидию как социальный предприниматель. Таким образом, действующая федеральная программа выделяет социальных предпринимателей с точки зрения дополнительных возможностей для получения поддержки. Поэтому надо принципиально иметь в виду, что у социального предпринимателя всегда для реализации проекта должно быть в первую очередь соответствие требованиям региональной программы, и во вторую - подтверждение тех расходов, которые он осуществляет для ведения деятельности.
Еще одной мерой поддержки помимо финансовой являются массовые программы обучения и повышения квалификации. Это означает, что начинающий предприниматель в праве независимо от того, какой вид деятельности он ведет, в том числе будучи социальным предпринимателем , он может принять участие в любой образовательной программе, которая реализуется в рамках региональных программ поддержки предпринимательства. Он приходит и говорит: «Я хочу открыть свое малое частное предприятие»- и в зависимости от того, открыл он свое предприятие или только хочет, он вправе участвовать в той или иной программе.
В одном случае программа для начинающего предпринимателя, если он только хочет открыть свой бизнес, в другом случае, если он открыл свое предприятие и начал уже вести свою коммерческую деятельность, то ему может быть предложен какой-то иной набор вопросов развития узких компетенций, таких как, маркетинг, бухгалтерский учет, правовое обеспечение деятельности и т.д . Здесь не имеет значения, что он сам себя определил социальным предпринимателем. Будучи субъектом малого бизнеса, он вправе принять участие в любой образовательной программе, даже если в конкретном регионе нет специальных программ для подготовки социальных предпринимателей.
Еще одна форма поддержки – инфраструктурная – Центр инноваций социальной сферы. Поскольку эти центры созданы только в 15 субъектах федерации: Астраханская, Белгородская, Вологодская, Пензенская, Омская области, Хабаровский, Ставропольский край, Ханты-Мансийский АО, республики Башкортостан, Мордовия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Алтайский Край.
Это не значит, что социальный предприниматель не может рассчитывать на иные меры поддержки иных институтов, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Вы можете прийти в Бизнес-инкубатор, если он есть вашем регионе, можете обратиться в центр поддержки предпринимательства, вы можете стать резидентами «Промпарка», «Технопарка», но это при условии, что ваша деятельность соответствует требованиям по предоставлению соответствующих площадей , либо оказанию соответствующей поддержки , которая осуществляется соответствующим институтом, инфраструктурой поддержки малого бизнеса.
В тех регионах, где созданы Центры инноваций социальной сферы, они действуют как специализированные институты и ориентированы исключительно на обеспечение всех видов поддержки для социальных предпринимателей, в том числе бесплатная консультационная поддержка по вопросам ведения бухгалтерского учета, правового обеспечения деятельности, бизнес-планирования , маркетинговой стратегии ведения бизнеса и тд. Есть определенный функционал, который также определен в 411-м приказе (он есть на сайте Минэкономразвития, в любой правовой базе). Вы можете прийти в Центр инноваций социальной сферы в вашем регионе и попросить о помощи.
Есть основные 3 вида поддержки: финансовая, образовательно-консультационная и инфраструктурная.
В этом году из 411-го приказа , который определяет функционал Центра инноваций социальной сферы принципиально исключены словосочетания «Школа социального предпринимательства». С одной стороны есть определенные причины, связанные с ограничением конкуренции , поскольку есть фонд «Новая Евразия», у которого есть собственный проект «Школа социального предпринимательства». Министерство экономического развития и государственный орган не вправе нарушать требования закона о конкуренции. Вторая причина, «Школа социального предпринимательства» или точнее то, что определялось в 220-м приказе как «Школа социального предпринимательства», по сути была программой подготовки начинающих социальных предпринимателей.
Прошедший год показал, что надо развивать компетенции социальных предпринимателей. То есть делать не программы для начинающих, а развивать компетенции действующих предпринимателей с учетом изменяющегося законодательства. На сегодняшний день очевидно, что начиная с 1 января 2015 года с наибольшей вероятностью организации, которые занимаются оказанием социальных услуг инвалидам, пенсионерам , осуществляют деятельность по стационарному социальном обслуживанию, таких как частные пансионы для пожилых , частные дома престарелых могут нуждаться в правовом консультировании в связи вступающим в силу с 1 января 2015 года ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской федерации». Там есть много вопросов, которые надо будет разъяснять , нужно будет менять в определенном смысле свою деятельность, нужно будет стремиться попасть в реестр поставщиков социальных услуг и т.д. Здесь соответственно, наверняка, будут новые образовательные программы , семинары.
Есть предположение, что создаваемый в регионе Центр инноваций социальной сферы как институт инфраструктуры поддержки малого бизнеса может заранее установить определенные деловые отношения с банком (деловые в смысле цели поддержки малого бизнеса, которые у банка тоже есть) и попросить у банка методику, по которой сотрудники банка оценивают кредитоспособность заемщика. Тогда целью Центра инноваций во взаимодействии с социальным предпринимателем является подготовка бизнес-плана в соответствии с методикой банка, чтобы этот бизнес-план, будучи предметом рассмотрения сотрудников банка, мог действительно быть подготовлен в объеме и содержании необходимом и достаточном, чтобы социальный предприниматель получил кредит.
Как вы видите, социальный предприниматель идет с проектом, подготовленным по методике Центра инноваций социальной сферы в Центр (ЦИСС). ЦИСС оказывает содействие при оформлении заявки на получение кредита . Социальный предприниматель отдельно идет в банк , и банк в этом случае скорее всего предоставляет кредит уже только потому, что бизнес-план или заявка на кредитование полностью соответствует условиям банка по предоставлению заемных средств. Понятно, что ЦИСС при работе социальным предпринимателем на этапе подготовки заявки предоставляет ему различные консультации, решает различные иные его вопросы, в том числе связанные с вопросом бизнес-моделирования, финансового планирования и т.д.
Аналогичная история может быть с микрофинансовой организацией, причем, обращаю внимание, что в тех регионах, где микрофинансовые организации созданы как государственные либо квази-государственные, муниципальные и квази-муниципальные. В каких-то регионах это абсолютно бюджетные учреждения (микрофинансовые учреждения). Если микрофинансовые организации участвуют в региональных программах поддержки предпринимательства, то чаще всего их процентные ставки по микрозаймам не превышают 10-12%. Это надо знать обязательно, и этим пользоваться. Причем речь идет об эффективной кредитной ставке.
Если мы говорим о том, что основной запрос социального предпринимателя это все-таки получение финансирования своей деятельности, то есть, спрос на рынке есть, но этот спрос не достаточен для начала этой деятельности, либо он недостаточен для того, чтобы обеспечить определенное масштабирование бизнесу . Например, предприниматель создал центр развития детей как вид дополнительного образования, предполагая оказывать услугу пятерым, а пришло десять детей. Помещение рассчитано на пятерых, теперь нужно арендовать новое помещение для осуществления этой деятельности, но той платы, что получает предприниматель, ему недостаточно, чтобы арендовать новый офис. Он нуждается в дополнительных средствах для оплаты аренды большего помещения для осуществления той же деятельности, спрос на которую у него уже есть. Он понимает, что в течение полугода у него будет необходимый доход. Предположим ему нужно получить 500 тысяч рублей кредита для аренды нового помещения. Что он может сделать? Он может воспользоваться программой поддержки малого бизнеса или социального предпринимательства. Он идет в банк, банк готов ему выдать 500 тысяч рублей кредит, заодно предоставить ему поручительства, которым может быть залог имущества или личное поручительство предпринимателя. Предприниматель не имеет личного имущества и не хочет личного поручительства , тогда он обращается в действующий в регионе Гарантийный фонд, специализированную организацию, которая предоставляет поручительства по кредитному обязательству предпринимателя. В разных регионах разные условия предоставления поручительств. Как правило, поручительства не предоставляются на все 100 % кредита , но в любом случае они покрывают больше половины . Соответственно, дополнительно у предпринимателя появляется возможность получить субсидию или грант.
В данном вопросе можно обратить внимание на кредиты от МСП банка. Полное его название когда-то было «Российский банк развития малого и среднего предпринимательства». Это дочерний банк «Внешэкономбанка», который специализируется исключительно на кредитовании малого бизнеса, но сам он кредит не выдает, он выдает кредиты через сеть региональных банков партнеров. В каждом регионе есть партнеры МСП банка. Для того чтобы узнать какой банк в вашем регионе является партнером МСП банка, вы заходите на сайт МСП банка в раздел «Деятельность». Там находятся банки-партнеры. Открываете, находите свой регион, в регионе находите перечень банков-партнеров.
Эффективная кредитная процентная ставка по кредиту МСП банка составляет на сегодняшний день 14-16 % годовых. Но это вам нужно узнать заранее, потому что если вы увидите на сайте банк-партнер, не факт что этот банк предложит вам кредит в рамках соглашения с МСП банком. Здесь вам нужно быть достаточно убедительными, чтобы просить предоставить информацию именно о кредитном продукте МСП банка. Если вашем регионе официальный партнер банка, указанный на сайте кредитной организации , отказывается предоставить такую информацию, то звоните на Горячую линию МСП банка. Кредитная ставка МСП банка ниже, чем рыночная именно потому, что у МСП банка есть соответствующая задача – поддержать малый бизнес кредитными ресурсами.
Негосударственная часть поддержки социального предпринимательства складывается по сути из всего того же самого, потому что вы также можете найти займы у негосударственных организаций. Одна из них, Фонд «Наше будущее». Не только этот фонд оказывает поддержку, есть, наверняка, и другие структуры, которые способны обеспечивать финансирование проектов социального предпринимательства. То же самое с кредитами. Фактически все коммерческие банки, работающие с юридическими лицами предоставляют кредиты по специальным программам кредитования малого бизнеса. Ваша задача найти банк, который окажет вам поддержку, и тут можно совместить: получить поручительство того же Гарантийного фонда и прийти в любой другой коммерческий банк помимо банков-партнеров МСП банка в регионах.
Другие формы поддержки - обучение и консультации – это тоже как государственная, так и негосударственная меры. В случае с государственными программами, они реализуются чаще всего бесплатно для предпринимателей, либо за меньшую часть финансирования , как правило, там не более 15-20 % от цены образовательных услуг. В случаях с негосударственной поддержкой, тоже есть какие-то образовательные организации, которые тоже делают это на каких-то условиях для предпринимателей, но скорее всего это будет платная программа.
ЦИСС, реализующий образовательную программу, при этом способствует появлению множества проектов социального предпринимательства. Весь набор проектов чаще всего, наверное, должен соответствовать реальным потребностям соответствующей деятельности социальных предпринимателей на территории. Например, если на территории 50 пенсионеров, которые полностью являются получателями поддержки местной социальной службы, безусловно, очень сложно убеждать этих пенсионеров, что они или их дети должны оплачивать ваши услуги. Поэтому здесь мы бы скорее рекомендовали Центру инноваций социальной сферы тех регионов, где они созданы, в первую очередь определять актуальные ниши для социальных предпринимателей, чтобы социальные предприниматели , будучи ориентированы изначально не только на зарабатывание денег, хоть что-то себе на жизнь заработали, а не просто занимались благими социальными проектами.
На сегодняшний день надо иметь ввиду, что пока Министерство экономического развития несмотря на все сокращения бюджета является абсолютным приверженцем сохранения государственной поддержки развития социального предпринимательства и максимально способствует тому, что бы в рамках бюджетного финансирования был предусмотрен достаточный объем средств для реализации этих программ. По оценке Минэкономразвития с 2012 года (3 года реализации мер поддержки социальных предпринимателей) Министерством было выделено бюджетных субсидий на финансирование региональных программ в объеме порядка 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Не очень много, если иметь ввиду, что за эти же три года всего Министерство потратило на Программу поддержки малого бизнеса 60 миллиардов рублей , но это скорее всего свидетельствует о недостаточном интересе регионов в большей степени к реализации соответствующих мер поддержки, но и наверное, не в меньшей степени свидетельствует о том, что социальные предприниматели на сегодняшний день либо не настолько многочисленны, либо умудряются абсолютно справляться за счет средств, которые собирают с рынка и не нуждаются в этих мерах государственной поддержки. Поскольку, если бы они нуждались, они наверняка могли дополнительно пушить свои региональные власти, чтобы эти меры поддержки все-таки получать.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться, авторизоваться
или войти в 1 клик через профиль в социальных сетях: